Поездка в мангистау: часть 1

Въезжаю в Казахстан. Каменные конкреции. Степные дороги. Побережье Каспийского моря.

май 2018


Начинаю рассказы с весенней поездке в чудесный Мангистау. Он же полуостров Мангышлак на восточном побережье Каспийского моря в Казахстане.

Регион древней цивилизации, археологический заповедник, музей под открытым небом. Край сотни исторических памятников и подземных мечетей.

Я впервые в Мангистау. До этого только слышал про это сказочное место из рассказов коллег путешественников и видео на ютубе.

Возвращаясь весной из Тикси увидел, что в Женя Шаталов собирает туда группу, как раз успеваю).

Место сбора 14 мая на территории Казахстана в поселке Шетпе. До него все добираются самостоятельно. Было 14 машин, преимущественно УАЗы и Тойоты.

По дороге я заехал в Уфу, забрать оператора Тимура @travellife.tv и пассажира Александра gritssasha. Дальше на Оренбург.

Въезжали в Казахстан через границу в Уральске, здесь по отзывам приличная дорога. Хотя первые 50 километров был дорожный ад, потом появился асфальт и жизнь наладилась.
Есть еще несколько въездов в Казахстан, но говорят там дороги еще хуже. Скоро сам проверю, когда поеду в Азию, через Костанай.

Границу в Уральске прошли быстро. Пограничники оперативно досмотрели машину и проверили документы.

Кстати оказывается можно выезжать по загран.паспорту, тогда в нем поставят печать на въезд/выезд. Это лайфхак для любителей коллекционировать заграничные штампы.

Если ехать по российскому паспорту, тогда заполняешь миграционную карту и на выезде ее возвращаешь. Главное не потерять, могут быть неприятности.

Сразу после пересечения границы традиционно стоят два кривых киоска, в которых продают страховки, симкарты и меняют деньги.

Страховку на машину нужно делать обязательно, потому что на дороге могут остановить полицейские и оштрафовать. К слову мы своих полицейских встретили только на обратном пути, причем несколько раз подряд).

Первые нас оштрафовали за превышение на 5 тыс. тенге. Вторые на 2 тыс., а остальные просто проверяли документы.
Проще внимательно следить за знаками и не превышать скорость, тогда никто не тронет.

В темноте второго дня приехали в поселок Шетпе. Основная группа расположилась недалеко в степи. Но в темноте лучше не выезжать. Дорог в степи нет и множество обрывов, ухабов и канав. Улететь куда-нибудь или заблудится запросто.

Мы нашли в Шетпе хостел и остались ночевать. Удивительно, что он тут есть и оказался более комфортный, чем в Непале или Якутии.
Утром по координатам на карте нашли группу Шаталова Жени. Теперь с навигацией начинается отдельный ребус.

Точных карт этих мест нет, как и интернета тоже нет. Единственным более менее адекватным средством навигации становятся советские Карты Генштаба СССР, но они доступны лишь на Андройде. Хорошо, что у Тимура @travellife.tv есть такой телефон, весь маршрут ехали по нему.

Первые несколько дней, поездка походила на квест «Найди следующую точку». Никто ничего не знал и не понимал куда ехать. Карты работали через приложение Red Off-road, которое разработчики тестировали прямо на нас.
С одной стороны было весело, это делало поездку интереснее и вносило элемент игры. А с другой временами утомляло и путало, отвлекая от красоты вокруг.

Меня удивило количество пыли. Никогда еще я не видел так много пыли, как на казахских степных дорогах. Она забивается по всюду и витает в салоне отражаясь на солнце.

За бортом температура выше 30 градусов. К нашему спасению дует степной ветер и не так душно, как могло. Потом несколько дней было затишье и жара выматывала даже ночью. Местные обрадовали, что в мае еще терпимо, а вот летом просто адское пекло.

Тут же я узнал, что такое мираж. Мы все видели это фильмах — в пустыне красивые оазисы с фонтанами, пальмами и фруктами.

На самом деле когда ты едешь по знойной жаре, а
в дали горячий воздух поднимается от земли на фоне ровной степной глади тебе кажется будто вода. Хочешь поехать туда, чтобы за нырнуть, но понимаешь, это точно такая же степь и это мираж.
В начале по наивности мы искали кафе в поселках. Проехав несколько таких деревушек и пару закрытых придорожных кафе, поняли что в Мангустау путешественниками кушать не принято).

Одно обрадовало, встретили источник с питьевой водой. Большую общественную скважину, откуда набирают воду жители ближайших поселений.

Мы тоже пополнили канистры и искупатлись. Как же это круто, после изнуряющей жары, залезть под большой напор ледяной пресной воды и смыть с себя всю пыль.
Схожее ощущение я испытал на Необитаемом Острове. Когда после нескольких дней в жаре и соленной морской воде, мы выиграли возможность помыться в пресном душе) Это было не забываемо, я расскажу позже.

Дальше мы двинулись в путь, продолжать квест по поиску маршрутных точек.

Одно из интереснейших мест этого дня — Каменные Конкреции. Это такие шаровидные камни с минеральной сердцевиной (ядром). Самое фантастическое то, что они якобы растут вокруг своей сердцевины. По структуре слоистые и достаточно хрупкие.
Даже сами ученные не до конца понимают природу явления. В Мангистау они повсюду разбросаны, как картошка у бабушки на огороде.
Потом мы долго ехали по пересохшему руслу бывшей реки. Это очень необычно ехать там, где когда-то была бурная вода.

Кстати большая часть плато полуострова Мангышлак, это бывшее дно древнего океана. Когда-то там был другой приятный климат, не такой сухой.

Но потом вода ушла, остались степи и пески. Это было давно и истинных причин наверное мы не узнаем. Некоторые говорят, крайний большой отток воды случился в советское время, когда в этих местах испытывали ядерные бомбы. Якобы от взрыва произошел подземный разлом и вода ушла туда.

Про Мангистау ходит много разных теорий. Мне даже писал будто это каменный карьер древних более развитых цивилизаций. В общем выбирайте, что больше нравится)

По сумерках мы вышли к Каспийскому морю. Но в этом месте плохой берег, близко подъехать не получается. Поэтому просто сняли ошеломительный закат и поехали в лагерь на стоянку. Это был крутой день.

Продолжение во второй части по ссылке.


Трек маршрута смотрите тут - http://demo.iridium360.ru/guest/journey/9ed43c57


Благодарю своих друзей, подписчиков и партнеров.
поделиться историей