Топ-100

экспедиция на памир
часть 3 - Таджикистан

Подробный отчет о том как мы на машине ездили на Памирский тракт через среднюю Азию. Третья часть - дорога через Таджикистан.

февраль 2019

К границе с Таджикистаном мы подъехали ночью. На выходе из Узбекистана, пограничники тщательно проверили документы и формально досмотрели машины.

Нам открылась Таджикская погранзастава. Это маленькая будка, где ставят печати в паспорта практически не глядя. Для машин один узкий проезд. Водителям маленькое окошко, с одним сотрудником, который записывает в бумажный журнал ручкой. И отдельный кабинет таможенника, от руки заполняющим декларацию.

Самое интересное, что никакого досмотра не было. Даже пассажиры из машины не выходили. Сказали, что у нас все и так нормально, проезжайте.

Поздно ночью доехали до первого поселка Пенджикенд. Потратили много времени на поиски гостиницы, но так и не смогли найти ничего приличного.

Ехали всю ночь и последующий день. После обеда наконец прибыли на Казахстанско-Узбекскую границу.

На КПП с Казахской стороны оперативно оформили документы и я успел обрадоваться, что быстро проскочим.

Но бдительные пограничники думали иначе и решили тщательно досмотреть машины. Точнее захотели немножко подзаработать, а досмотр это лишь вытекающее следствие.

Началось это нудно, как вдруг один пограничник узнал нашего Сашу Романова, который в прошлом году уже проходил здесь границу на своей машине.
Сняли один холодный номер и прибегли к схеме «гасторбайтеров». Когда заселяется двое, а живут 10 человек. Кто-то лег в спальнике в морозном номере, часть команды остались в машине.

Оказалось первая наша холодная ночевка на колесах. До этого поездка больше походила на гастротур. Мы вкусно кушали в кафе и удобно спали в гостиницах.

Утром отправились менять деньги и покупать симкарты. Все делается проще чем в Узбекистане. Банкоматы здесь повсюду. Деньги меняют в любом банке. Симкарты разных операторов продаются везде.

После обеда снова в путь. Ландшафт резко изменился, повсюду величественные горы и серпантины. Дорога виляет в стороны и уходит все выше.
Вскоре поднялись на первый заснежнный перевал. На выезде внизу было тепло и сухо, а на высоте 2500м валит снег.

На спуске встретили наверное единственную платную дорогу в стране. Забавно но альтернативного объезда нет.

Вскоре добрались до Душанбе. Мы торопились, чтобы успеть заказать пропуска для проезда по Памирскому тракту (ГБАО).
В притык успели до закрытия ОВИР и сдали документы. Договорились с инспектором, что пропуска к обеду будут готовы и мы донесем квитанции об оплате по 20 сомони за человека.

В этот день ночуем в шикарной гостинице Lotte.
Утром самостоятельно еду в ОВИР, чтобы довезти квитанции об оплате. Приятное удивление — сотрудник отдает мне в руки уже готовые пропуска. Парни не стали ждать и сделали по раньше, чтобы мы спокойно ехали.

В целом от Душанбе остались приятные впечатления. Город современный и чистый. Много дорогих машин с элитными высотками. Красивые заведения и рекламные вывески. Народ открытый и общительный.

В Таджикистане хорошо с топливом. Дизель продается на всех заправках без ограничений. Много станций Российской сети Газпромнефть, на которых мы старались заправляться. Качество нормальное и можно покупать топливо по российским топливным картам.
Теперь когда пропуска на руках мы обедаем и выезжаем. Маршрут проложен на поселок Калай-Хумб по двум дорогам.

Одна популярная асфальтированная, но длинная через Куляб. Вторая традиционно короткая и сомнительная. По ней в сезон ездят местные жители. Но об этом мы узнали только когда уперлись в перевал.

По верхней дороге поперлись еще в надежде посетить Рогунскую ГЭС. Но туда не попали, так как основной съезд затопило рекой, а вторую дорогу пропустили.

Выбранный «короткий» путь ужасного состояния. Такой раздолбанной дороги даже потом мы не встретим. Движемся не больше 30 км/ч. После дождя колею размыло и кругом грязь. Слева горы, справа резкий обрыв и темнота.

Неожиданно на ночном пути возникает блокпост. Нас останавливают, чтобы записать наши данные в журнал. Дальше такое будет происходить часто, но в первый раз мы насторожились.
Выясняется, что едем в тупик. Скоро упремся в перевал заваленный снегом. Две недели там не ездят машины.

Мы конечно же не поверили, подумаешь перевал снежком припорошило. Всего 70 км осталось до выхода на трассу, поэтому командую вперед.

Дальше начинаю прогонять в памяти нашу дорогу сюда. За день на встречу попалась только одна машина и та скорее всего из ближайшего поселка. Походу действительно правду сказали.

Доехали до очередного моста через реку. На автобусной остановке, у местных на ломаном русском выясняем дорожную ситуацию. Подтверждают, что через перевал не пройдем даже на лопатах.

Всегда не просто поворачивать обратно. Времени много и люди устали. Решаем ночевать на дороге рядом с заброшенной стоянкой.
Пока ставили палатку и ужинали несколько раз останавливались проезжающие машины. Предлагали помощь, делись едой и приглашали выпить. Ночью еще пару Камазов тормозили и спрашивали все-ли в порядке.

Во время пребывания в Таджикистане нам попадались дружелюбные люди. Каждый хотел чем-то угостить и помочь. Туристов из России особенно любят, хотя наших здесь пока не очень много. Надеюсь после моих видео и текстов их станет больше).

Утром собрали лагерь, позавтракали и двинулись искать асфальт. Днем видно на сколько разбитая дорога, ужас как тут вчера ехали.
Во второй половине дня доехали до города Вахдат. Там заправились и нашли единственный банкомат, где сняли деньги. Перекусили в местном кафе.

Питание в большей части Таджикистана не вкусное, потому что народ живет бедно и готовить ресторанные изыски нет возможности. Поэтому дальше нам редко, где удавалось вкусно покушать, в основном когда готовили сами.

Потом несколько часов по хорошему асфальту через Куляб до границы с Горно Бадахшанской Автономной Областью. Почему сразу вчера не поехали по этой дороге, сэкономили бы день и два бака топлива.
На въезде в ГБАО полицейские снова записали наши данные в журнал. Теперь так по несколько раз в день, это для нашей безопасности. А еще нам будут встречаться пограничные патрули.

Следующие дни поедем вдоль границы с Афганистаном. Разделение проходит по реке Пяндж, с левой стороны Памирский тракт, с правого берега уже воинствующий Афганистан.

Последний год здесь тихо и спокойно. Отчасти это заслуга Таджикских военных, которые охраняют границу. Со слов местных, пару лет назад тут бывало прилетали мины.

Через некоторое время мы на себе проверим, как хорошо работают пограничники.

Заночевали в поселке Кулай-Хумб. Утром нас накормил хозяин гестхауса и мы выдвинулись в Хорог. До него идет раскисшая колея от грузовиков. С одной стороны скалы, а с другой обрыв в реку. На пути попадаются обвалившиеся камни, а асфальт закончился еще вчера вечером.
Дорога узкая, двумя машинами разъехаться не возможно. Все время приходится останавливаться и пропускать встречные грузовики. Они едут с Китая и везут товар на запад.

Уже ночью на подъезде в Хорог, на сотом крузаке у Саши сломались дворники. Остаток пути доезжали медленно и практически в слепую.

Сотки надежные машины, но старые. Самому свежему сейчас больше 10 лет. Подобные раздражающие поломки происходят системно. А еще через несколько лет большинство машин можно сдавать в металлолом. Это кстати относится и другим маркам тоже.
Заночевали в очередном гестхаусе. Здесь почему-то зимой нигде нет отопление и в помещениях холодно. Туристов в это время уже мало, местные на себе экономят.

Вечером при демонтаже дворников выясняется, они не ремонтопригодны. Ищем через друзей, где быстро заказать новые. В такой глубинке это практически не реально.

Женя Шаталов через своего друга в Душанбе дает нам контакты местных ребят, которые обещают помочь.

На следующий день до обеда мы объехали вдоль и поперек Хорог, в поисках трапеции дворников. Просмотрели все авторазборки и автосервисы. Нигде ничего похожего нет. Предсказуемо, городок расположен далеко в глубинке страны.

Саша с помощью знакомого в Узбекистане нашел нужную запчасть в Душанбе и договорился чтобы нам ее доставили ближайшей машиной. Ежедневно между городами таксисты на внедорожниках возят пассажиров и мелкие посылки.

Следующим утром машина с запчастью была на месте. Мы собрали все на место, хоть и пришлось немного доработать конструкцию молотком.
Но пока ждали доставку у нас образовался целый свободный день. Чтобы его не терять поехать на ближайшие горячие источники Гармчашма.
По дороге на источники встретили разбитый БТР, оставшийся со времен войны. Нельзя проезжать мимо такой локации для фото и видео. Место может быть заминировано, но все равно остановились и аккуратно след в след прошли к технике.

Вдоль границы еще остались минные поля, поэтому лучше никуда не лезть без опытного сопровождающего и внимательно смотреть по сторонам.

Радость от пейзажа длилась не долго. Вижу как к нам по горам бежит отряд вооруженных пограничников. Хорошо бегут, строем. Судя по лицам, настроены решительно.

Машу руками и кричу, что все в порядке мы туристы. В ответ бойцы снимаю автоматы с предохранителей. Они видят только меня одного, остальные наши немного за горкой, вне зоны их видимости.

По старой привычке, когда на меня направляют оружие поднимаю руки и опускаюсь на колени. И только подбежав совсем близко пограничники оценивают ситуацию и немного успокаиваются.

Выясняется что мы нарушили границу. Оказывается правая сторона дороги и берег реки считаются приграничной зоной. Нахождение здесь туристов запрещено.
Пропуска которые нам выдали в Душанбе, лишь разрешают проезд по дороге через ГБАО. Мы можем ехать по памирскому тракту, но останавливаться и выходить из машины разрешено на левую сторону от дороги. Кто бы нам это сказал раньше.

Мы объясняем военным, что ничего нарушать не хотели, а просто не были проинформированы. Лейтенант звонит своему начальству и долго о чем-то разговаривает. Потом объявляет, что на первый раз решили нас отпустить с миром. Только предварительно сфотографирует наши паспорта.

Еще долго я не мог понят, что же их так всполошило. Потом уже узнал, что местным запрещено носить такие бороды как у меня. Все обязаны бриться, чтобы не быть похожими на ваххабитов.

А я ну вылитый афганский негодяй, с бородой и в военной одежде. На их месте поступил точно так же, еще бы и стрельнул разок для профилактики.

Дальше спокойно доехали до источников Гармчашма, хорошо намылись в горячей воде и вернулись обратно в Хорог на ночевку.

Выезжая утром мы не подозревали каким ярким и насыщенным будет день.
По пути часто останавливались в красивых местах, обедали и фотографировались. За Ишкашимом началась приличная дорога и это дало ложную надежду быстро доехать до крупного поселка и спокойно заночевать.

После Лангара резко начали набирать высоту взбираясь на перевалы. С каждым подъемом под колесами все больше снега.

Уже приходилось разгоняться, чтобы сходу проскакивать перемёты. Следы других машин окончательно пропали под снегом.

Где-то на высоте 3400 уперлись с снежную целину. Наступило то, чего я опасался с первого дня — в горах началась зима и перевалы закрыло снегом.

Возвращаться назад для объезда по другой трассе слишком далеко. В лучшем случае потеряем неделю.

Спускаем давление в колесах, берем лопаты и начинаем рубиться. Особенно усложняет задачу плохой снег. Он не достаточно твердый, чтобы держать машину. И не такой мягкий, чтобы накатывать его. Колеса проваливаются и садишься на брюхо. Дорога идет в горку.

Пробиваем колею «паровозиком». Первая машина с разгона прорывается, как можно дальше, потом вытягиваем ее назад и повторяем маневр. При этом попутно лопатами убираем большие сугробы для первой машины.
В такие моменты нет разделения по гендерному признаку, копают даже наши девчонки Катя и Оксана. Каждый помогает чем может.

Пройдя первый трудный участок, за поворотом новый, а потом другой. Впереди еще несколько сложных перемётов. Один из них идет прямо по обрыву. Лишнее движение рулем и машину потащит вниз.

Особенно трудно пришлось женскому экипажу. Елена впервые едет за рулем в таких условиях. Лена молодец, стойко перенесла все маневры.

В целом ситуация такова, что я настроился ночевать в сугробах, а с утра продолжать копать. Спустя четыре часа машины все-таки выскочили из снежных заносов.

Потом с трудом нашли место под ночевку. Уже за полночь приткнулись в одном из поворотов и уставшие улеглись спать. Мы знаем, что завтра более сложный перевал Ак-Байтал.

Ночевали мы на высоте 3800м., поэтому познакомились с первыми признаками горной болезни. Трудно уснуть, голова шальная, организм плохо себя чувствует и ты больше мучаешься, чем спишь. Вся команда с утра выглядит помятой.

Собираемся в дорогу и приводим в порядок технику после вчерашнего, еще один сложный день. Нужно пройти несколько высокогорных перевалов. Первый на пути Хоргуш, высотой 4200 м.
Одного за другим начало накрывать. Кто в полуобморочном состоянии лежит, а у кого-то наоборот радостная эйфория. Горная болезнь всегда проявляется по разному.

В обед выехали на основную верхнюю дорогу, по которой идет грузопоток через Таджикистан. Она короче и относительно лучше. Правда ехать быстрее 80 км все равно трудно, асфальт волнами.

Впереди самый высокий перевал Ак-Байтал 4655м. Как по заказу начался сильный снегопад, а мы успеваем проскочить в начале метели.

Но все равно есть риск зависнуть в сугробах на несколько дней. Обычно в непогоду движение закрыто. Если попасть в такое время, то помощи ждать бесполезно.

Горная болезнь теперь ударила по всем. Даже я себя чувствую немного не хорошо, хотя три месяцев назад был на вершине Эльбруса (5642м).

Про остальных участников и говорить не стоит. Особенно досталось оператору Шамилю, ему еще пришлось активно двигаться и снимать видео.

Мы сначала проехали перевал. На спуске я прикинул, что сняли недостаточно кадров. Поэтому одной машиной повернули и снова поднялись на 4655 метров, чтобы доснять материал.
И это мы еще идем проходим хорошую акклиматизацию. Набор высоты более плавный, заходим со стороны Таджикистана. Если ехать из Кыргызстана, то перепад высот очень резкий и труднее переносить.

Дальше стало легче потому, что начали спускаться в низ до самой границы. Пограничный пост Кызыл-Арт, самый дикий из всех что я встречная. Хотя это единственная в районе транспортная артерия с Кыргызстаном и Китаем.

Через некоторое время, после заполнения бумажных журналов мы покинула территорию Таджикистана. Это великолепная страны, куда я обязательно вернусь вновь.

Скоро продолжение.
P.S. Сохраняйте страницу в закладки и поделитесь записью с друзьями.

Трек поездки смотрите по этой ссылке
поделиться историей