Топ-100

экспедиция на памир
часть 2 - Узбекистан

Подробный отчет о том как мы на машине ездили на Памирский тракт через среднюю Азию. Вторая часть - дорога через Узбекистан.

февраль 2019

Ехали всю ночь и последующий день. После обеда наконец прибыли на Казахстанско-Узбекскую границу.

На КПП с Казахской стороны оперативно оформили документы и я успел обрадоваться, что быстро проскочим.

Но бдительные пограничники думали иначе и решили тщательно досмотреть машины. Точнее захотели немножко подзаработать, а досмотр это лишь вытекающее следствие.

Началось это нудно, как вдруг один пограничник узнал нашего Сашу Романова, который в прошлом году уже проходил здесь границу на своей машине.
Моментально последовало предложение от которого нельзя отказываться. 10 долларов с машины в виде подарка и мы счастливые можем отправляться в путь.

Окей. С одним вроде разобрались, но впереди квест еще сложнее. КПП Узбекистана с его добросовестными бойцами за справедливость.

Многие путешественники знают, что граница Узбекистана одна из самых сложных в прохождении на территории бывшего СССР. Его часто стараются объезжать стороной, чтобы не создавать себе трудностей.

В этой стране яростно борются с незаконным ввозом всего, что только можно. Правительство держит страну под жестким контролем и силовые структуры с этим хорошо справляются.
К тому же государство исламское и официально присутствует много запретов на то, что в остальном мире давно стало нормой.

Яркий пример тому, личные фото и видео в телефоне. При нахождении любого намека на секс, можно запросто попасть в местную тюрьму с последующим уголовным разбирательством.

Неоднократно встречал истории о том, что пограничники невзначай просят показать фото из личного телефона, якобы ради любопытства.

Поэтому свою команду предупредил, чтобы зачистили смартфоны от спорного контента, а то не хватало еще зависнуть в чужой стране за распространение порнографии).

Месяцем ранее, в Узбекистан заезжал evgenyshatalov со своей группой. Их досматривали очень жестко, даже рылись в сумках и личных вещах. Буквально вывернули на изнанку все машины.

После таких историй мы естественно готовились к худшему. К тому же с нами была запрещенная техника.
Перед поездкой были долгие раздумья — брать с собой квадрокоптер или нет. Решил оставить дома, но в день отъезда все-таки положил его в машину надеясь на чудо.

Дело в том, что в Узбекистане квадркоптеры запрещены. При ввозе в страну они изымаются. Одно дело ты оставляешь технику в надежной камере хранения на границе в Турции. И совсем иначе обстоят дела в диком Узбекистане. Шанс потерять технику практически стопроцентный.

В закон внесли поправки, что путешественникам можно провозить по Узбекистану коптеры предварительно получив разрешение.

Я разрешение получить не успел. Поэтому ввозить буду пытаться тайно. Это значить еще уголовная статья маячит на горизонте. Когда дрон лежит на видном месте, то это нормально. А если спрятан и обнаружен при досмотре, то можно трактовать, как злой умысел.

В общем с этой мыслью мы встали в очередь на Узбекский погранпереход.

Дальше бюрократическая волокита и медлительные сотрудники. Еще потребовалось оплатить в местной валюте таможенные сборы и тонировку.

Обменники валюты за воротами КПП, в Узбекистане. Отправляюсь туда, хотя у меня нет штампа в паспорте о въезде. Пассажиры уже прошли оформление, поэтому взял с собой оператора Шамиля. Меняем деньги за воротами и возвращаемся.

Наблюдая за происходящим бардаком, в принципе я мог это сделать один. Наверняка меня бы пропустили через ворота туда и обратно.

Наконец все оформлено и первую машину загнали на досмотр. На глазах раскидали ее до ковриков. Вытащили все, что смогли и порылись в сумках. Следующая машина моя.

Судя по происходящему, квадрик точно найдут. Даже не смотря, что он лежит в самом укромном месте третьей машины.

Я, находясь на посту уже несколько часов, немного изучил повадки сотрудников. Это навеяло одну дерзкую авантюру, которую успешно провернул.

Детали не буду описывать публично, чтобы ни кого не провоцировать. Но забавно то, что коптер оказался в Узбекистане даже раньше нас.

Мы же теперь спокойно прошли полный досмотр и через четыре часа заехали в Узбекистан, где нас ждали наши друзья.
В Ташкенте теперь я понимаю популярное выражение «жара как в Ташкенте». Тут действительно оказалось тепло, хотя в Казахстане ехали при -20.

Первым делом после границы застраховали машины. Если полиция остановит без страховки, то мало не покажется. Жаль нет единой системы страхования Авто, которая действует по всеми миру.
На следующее утро, наши поехали на местный рынок. А я первым делом в автосервис. Нужно заменить масло с фильтрами. И лопнувшую пневмотрубку на компрессорной системе.

Хорошо, что мастерская располагается в другой части города. Пока туда добирался, смог проехаться поперек всего Ташкента.

Приятно удивился его чистотой и современностью. Много новых дорогих зданий. В центре строится огромный жилой квартал. Чистые и ухоженные улицы, а повсюду дворники, убирающие листву. Бедные кварталы конечно есть, но не бросаются в глаза.

На дорогах в основном маленькие машины эконом класса. Внедорожники только у очень богатых людей. В Узбекистане высокие пошлины, поэтому основное население не может себе позволить дорогую машину.
Еще заметил особенность — все машины белого цвета. Не знаю почему. Если вы знаете, то напишите.

Автосервис оказался официальным представительством ARB. Его порекомендовал наш друг Максим. Мастер Филипп, тоже любитель Ленд Крузеров, управился с работой за пару часов.
Дальше я двинулся к своим на рынок Эски-Жува. Купили вкуснейших орехов и фруктов. Здесь все самое свежее и спелое. Настоящие узбекские фисташки и гранаты, просто бесподобны.
Поздно вечером, когда вернулись в гостиницу. Мне написала Тоня. Она давно следит за моим инстаграм и хочет познакомится. Конечно рад таким встречам и зову к себе.

Практически ночью приехала Тоня на микроавтобусе с сестрой и тремя детьми. Хотя проживает она в 80 км от Ташкента. Привезла съедобные подарки своего производства. Это было очень приятно и вкусно. Я благодарен таким людям просто за то, что вы есть и пишите мне.
На следущий день выдвигаемся из Ташкента. По дороге попытались найти банкомат, но в Узбекистане это трудно. Иностранцу мало где может снять деньги с карты, в основном международные гостиницы.

Дорога до Самарканда хорошая. Много камер фиксации скорости, повсюду знаки ограничений и много машин. Поэтому быстро не поедешь.

На одном резком повороте я не рассчитал траекторию. пересек сплошную линию и выехал немного на встречку. Впереди стояла полицейская машина.

Сотрудники меня остановили, но посмотрев в мои горящие глаза туриста, отпустили сопроводив устным предупреждением.

Про местную полицию слышал разные страсти, и даже не надеялся на положительный исход встречи с ними. Но в тот момент мир перевернулся, такого я точно не ожидал.

Оставшуюся часть пути проехали спокойно и вечером доехали в Самарканд. Заселились в приличную гостиницу, где между делом прямо на крыльце съели дыню из багажника машины.
\
Потом небольшая прогулка по ночному городу с ужином и крепкий молодецкий сон.
Утром нас встретил мой друг Ярослав с гидом Серафимом, приятнейшим человеком.

Парни целый день возились с нами и гуляли по городу. Сводили на местный рынок, где мы опять загрузились сладостями и спелыми орехами. Потом у нас стало традицией посещать рынки во всех городах.
Еще был дворец любимой жены Амира. Усыпальница самого Амира Темура. Минарет и медресе. И другие интересные места, которые я снял на видео.
Обедали мы в Центре Плова. Место вроде городской столовой. Там готовят только одно блюдо — плов. Который делают один раз в день на обед. Все жители ближайших окрестностей собираются там. Очереди огромные, если немного припозднился, то останешься голодным.
Вообще Самарканд очень красивое место. Один из самых ярких городов, которые я встречал. Про него нужно писать отдельную главу и даже тогда не получится передать всего великолепия места. Рекомендую всем его посетить.

Но наше время ограничено, поэтому отправляемся в ночь в Бухару.
Поздно вечером в Бухаре нас встретил знакомый Азиз. Разместил у себя в гостинице AliBaBa и накормил свежим шашлыком.
Утром после завтрака он пообещал показать секретное место, где заправляют дизелем. Для путешественников через Узбекистан, это ценная информация.

На заправочных станциях в продаже нет дизельного топлива. Оно выдается в ограниченном количестве для спецтехники. А местные машины на бензине или газу. Поэтому приезжающие заправляют дизель из бочек у частников.

Единственное место, где можно официально заправить любую машину — станция Лукойл в Ташкенте. Туда везут топливо из России по высокой цене, но выбор не велик.

Азиз сопроводил на одну из таких «подпольных» баз, где дальнобойщики сливали топливо в бочки и продавали его.

Мы заправил полные баки туркменской саляркой сомнительного качества. Цену к сожалению уже не помню, но главное с двигателями все в порядке.
После этого уже на обычной заправке залили бензиновый Крузак нашей Лены. Бензин есть везде, но не всегда хорошего качества.

Теперь когда топливный вопрос решен, можно посмотреть Бухару. Это еще один из древнейших городов Центральной Азии с многочисленными памятниками.

Мы заехали в какой-то старинный дворец в центре города. По предыдущему опыту взяли местного экскурсовода. Он был так интересен, что я пару раз засыпал в одном из залов дворца.

К счастью это длилось не долго и уже самостоятельно поехали в Минарет Калян, где наши ребята встретили местного полицейского, родом из России. Он и выступил в качестве нормального экскурсовода.
К сожалению не стали задерживаться в Бухаре из-за ограничения времени. Решили что нужно сюда вернуться в в следующем году по другому маршруту, чтобы тщательнее изучить места.

Теперь выдвигаемся в долгожданный Таджикистан. Решили ехать мимо Самарканда, через новый погранпереход Джартепа. Он был закрыт 8 лет и недавно его вновь открыли.

Таджикская граница нас удивила, это ничего не сказать. Но расскажу в следующей части…

Скоро продолжение.
P.S. Сохраняйте страницу в закладки и поделитесь записью с друзьями.

Трек поездки смотрите по этой ссылке
поделиться историей