Топ-100

Как в Арктике люди добираются на золотые рудники

Чукотка – часть 11. Путевые заметки из Арктической экспедиции 2019 г. Про то как и для кого стоять дороги на Чукотке.

январь 2020

В советское время Чукотка была заселена относительно густо. Примерно каждые 100-200 км. гарантировано встречались жилые поселки или действующие артели. Везде чистили зимники и было регулярное дорожное сообщение.
По прошествии лет, живых мест практически не осталось. Единственное, где встречаются люди – действующие месторождения.
На Чукотке добывают ископаемые несколько иностранных и российских компаний. Хотя мне показалось, что российские все равно принадлежат иностранцам.
Раз жилых поселков нет, то и дороги чистить не для кого. Поэтому с отдаленными районами сообщение через авиацию или на вездеходах по целине.
Все предприятия работают вахтами. Раз в месяц на самолете с континента забрасывают рабочих в Певек. Там их встречают, и Треколами по снегу забрасывают на месторождение. На обратном пути вывозя тех, кто едет отдыхать.

В процессе выяснения маршрута, мы познакомились с одним из начальников артели «Полярная». Оказалось, что дороги там нет, но есть вездеходные следы, которые не замело благодаря спокойной погоде.
Вся надежда на то, что снег стал твердым и выдержит мой тяжелый внедорожник. Главное чтобы ширина колеи соответствовала.

А утром прилетает самолет с новой партией рабочих. И значить их вновь повезут на вездеходах в нужном нам направлении.

Соваться в одну машину в пустынную тундру затея рискованная. Поэтому понадеялись, что вездеходы будут подстраховкой на крайний случай.
До месторождения Майское отсыпана гравием дорога. Здесь регулярное авто сообщение с Певеком. Направление чистят ежедневно, чтобы машины с грузами не тормозились.

Но даже в ясную погоду пока мы ехали эти 100 км, дорогу заметало буквально на глазах. Ходил трактор, который сразу вытаскивал застрявшие грузовики.
Дальше Майского дороги нет, это тупик. Чтобы встать на вездеходную колею, нужно проехать по территории предприятия. Поэтому требуется согласование с охраной.

Для обычных работяг мы выглядим ненормальными, на таких машинах там никто не ездит. Только треколы на своих огромных колесах могут двигаться по глубокому снегу.
P.S. Если вам понравилась история, то поделитесь ей со своими друзьями.