Топ-100

Какие зимники в Арктике. Дорога жизни для Норникеля

Диксон – часть 4. Путевые заметки из Арктической экспедиции 2020 г.

апрель 2021

Дороги, а точнее направления и редкие зимники на севере, заслуживают отдельного внимания.

В той части Ямала и Таймыра, где мы были, нет дорог общего пользования. Все зимники ведомственные и прокладываются газодобывающими компаниями под свои нужды.
Часть пути до Дудинки пробирались по таким частным зимникам двух разных компаний. А небольшой отрезок пути пришлось преодолевать по целине, через тундру.

Но даже эти закрытые зимники предназначены для спецтехники. На гражданских автомобилях проезжать удается с трудом. Столкнулись с этим на полпути между Соленым месторождением и Тухардом.
Зимник хоть и был, но машины периодически заваливались в колею то вправо, то влево. Получалось двигаться только совсем медленно и прибегая к взаимной помощи.
Каждый опытный водитель знает, чтобы машина лучше ехала по снегу, нужно спускать колеса. По снежному насту понижаем давление, выезжая на зимник или твердую дорогу накачиваемся. Поэтому в зимних экспедициях уходит много времени на такие манипуляции.
По моим наблюдениям классическая зимняя резина начинает нормально ехать при давлении ниже 0,5 бар. А внедорожная М/Т резина на 0,3 бар. Это связано с мягкостью резиновой смеси, которую используют при изготовлении колес.
Наша дорога немного улучшилась, только у берегов Енисея. К тому времени стало сильно холодать, мороз опустился ниже -25 и снег затвердел.
На другом берегу Енисея расположен крупный город Дудинка. Туда ежегодно по льду накатывается автомобильная колея. И даже несмотря на теплую зиму и тонкий лед, машины пробивают себе след, чтобы переправится.
Так перегоняют технику на месторождения, а местные рыбаки выбираются на промысел. Авто путешественники здесь редкие гости.
Удивительно, но в Арктике есть и настоящая асфальтированная дорога, которая соединяет Дудинку и Норильск. По ней ходят рейсовые автобусы, таксисты и местные жители на легковушках.

Эти сто километров пути обеспечивают круглогодичный грузопоток Норникеля с морским арктическим портом. Дорога жизни в прямом смысле слова.
P.S. Если вам понравилась история, то поделитесь ей со своими друзьями.