Топ-100

Какие трудности возникают в путешествиях по Арктике

Экспедиция на остров Вилькицкого. Часть 7

март 2022

Во второй половине дня мы выдвинулись обратно, к этому времени начала портиться погода. Ветер резко сменился на южный, пришла метель, а видимость упала почти до нулевой. Вообще, самые неблагоприятные периоды в Арктике – это смена погоды. Мы как раз застали дни смены северных ветров на южные. Но радости нет, потому что южак приносит теплый циклон, начинает откалывать льды от побережья и утаскивать в океан. В такие моменты на лед лучше не выходить, но мы уже в самом эпицентре событий, потому быстро двигаемся в сторону твердой земли.
Обратно решили ехать другим маршрутом, наиболее логичным. Сначала направились на запад в район острова Шокальского, чтобы оттуда перейти на Обскую Губу, а потом спуститься строго на юг и выйти на континент где-то в районе Салмановского месторождения.

Первый день ехали тяжело. Во-первых, из-за почти нулевой видимости. Во-вторых, из-за огромных полей торошения, которые начались южнее от острова Вилькицкого. Кучи наломанного льда, огромные трещины и нам нужно было через это все как-то пробираться.

Предстояло преодолеть непроходимый отрезок больше 50 километров – это огромное расстояние мы ехали почти сутки.
Вездеходу немного проще с его большими колесами, он лихо переваливался через льдины и убегал вперед. Мы на своих гражданских внедорожниках ползли, как черепахи. Впервые остро столкнулся с нехваткой клиренса, хотелось еще сантиметров 20 добавить, чтобы спокойней переползать через эти огромные трещины и льдины.
В целом за эту экспедицию мы преодолели огромное по меркам Арктики расстояние через поля торошения. Вышло около полутора сотен километров бесконечного наломанного льда. И сумарно около 450 км по морскому льду.
Дополнительную трудность внесла метель. Насыпало около 30 см свежего снега, который не успел слежаться и машины стали вязнуть в этом пухляке. Колеса скользили по торосам, а нешипованная резина отказывалась цепляться за скользкий лед. Мягкий снег дополнительно создавал непроходимые препятствия.
Уже поздно ночью мы наконец-то выскочили из зоны бесконечного торошения, каких я еще ни разу в жизни не видел.
Где-то в районе острова Шокальского торосы закончились, остался только мягкий снег. Наша скорость немножко увеличилась, но все равно ехали медленно.
В районе Гыданского пролива нас встречал Виталий – местный парень из Гыды, с которым мы познакомились в поселке. Заранее договорились, чтобы он привез нам дизельное топливо, так как своего запаса нам могло не хватить. Виталий нас ждал на двух снегоходах, на которых привез 600 литров горючего. Мы заправили технику, поблагодарили парней и стали выбираться на юг по льду Обской Губы.
Следующую ночевку устроили на льду Оби, спустившись 100 километров южнее. Погода была спокойная, а лед крепкий.

P.S. Если вам понравилась история, то поделитесь ей со своими друзьями.