Топ-100

Гыда - самый северный и развитый поселок на Ямале

Экспедиция на остров Вилькицкого. Часть 3

март 2022

На первых 90 км до Гыды идет ведомственный наливной зимник. Это расстояние мы пролетели буквально за полтора часа. Дальше начинается самонакат, в тундру уходят старые заметенные следы от трэкола. Благодаря морозу и немного подмерзшему снегу, след держит машину и наша скорость иногда достигала 40 км/час.
Суммарно до Гыды около 300 км, в тундре это большое расстояние. Весь отрезок пути довольно освоенный, нам на встречу попалось несколько грузовиков и тракторов, которые на больших железных волокушах таскали дрова.

Бревна завозили в навигацию через поселок, а потом по зимнику их раскидывают по тундре, чтобы местные оленеводы могли использовать их для обогрева чумов и готовки пищи.
На следующий день мы столкнулись с интересной погодной аномалией. Утром небо было чистое, светило солнце и давил мороз -30 – погода просто изумительная. Но где-то за 30 км при подъезде к Гыде, резко появилась стена тумана. Все небо оказалось затянуто, видимость упала до 100 метров, и в этой белой мгле мы добрались до поселка.

Гыда – это районный центр и самый северный населенный пункт на полуострове. Здесь нас встретил глава поселения – Олег Николаевич Шабалин. Пригласил в гости и предоставил полезную информацию по нашему маршруту.
Поселки на Ямале кардинально отличаются от всех северных населенных пунктов в других регионах. Я был практически везде – Якутия, Чукотка, Таймыр, Коми, Мурманская и Архангельская область.

На мой взгляд на Ямале самые красивые и приятные поселения – все дома яркие и красиво отделаны сайдингом, а на улице обязательно горит какая-то елочка или иллюминация. Часто установлено стела с надписями типа «Я люблю Гыду» или «Я люблю Сейху».
Людям важно видеть разнообразие красок, потому что когда вокруг тебя большую часть года белая тундра, то очень не хватает ярких цветов. Они повышают настроение, и просто становится приятней.

В Гыде для нас заканчивались все дороги, дальше только дикая тундра. Поэтому решили ехать напрямик на восточный берег полуострова. Отчасти это было обусловлено необходимыми дозаправками топлива.

От поселка до острова Вилькицкого даже по прямой большое расстояние. Не смотря на хороший запас топлива по 400 литров на борт, его бы все равно не хватило на такой проброс. И мы построили маршрут таким образом, что последняя заправка была в тундре как можно севернее, тем самым сократив расстояние автономного пробега.
P.S. Если вам понравилась история, то поделитесь ей со своими друзьями.